ФАС России подготовила поправки в закон об иностранных инвестициях в стратегические предприятия

Положительный эффект от ПИИ[ править править код ] Важным положительным результатом привлечения прямых иностранных инвестиций для экономики страны-реципиента ПИИ может стать получение и последующее распространение более передовых технологий производства и управления. При реализации зарубежных проектов инвесторы, как правило[ источник не указан дней ], стараются использовать наиболее выгодное соотношение доступных им факторов производства, включая и технологии в виде патентов, лицензий,"ноу-хау". В дальнейшем ввезенные технологии могут распространяться в экономике принимающей страны. В этой связи интересным является разделение путей влияния прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий в странах-реципиентах на прямые и опосредованные. Прямое непосредственное влияние прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий прежде всего может быть представлено импортом более совершенных технологий производства, импортом более совершенного оборудования, производством более совершенной продукции, импортом более совершенных технологий управления, в том числе управления продажами предприятием с участием иностранных инвестиций. Степень позитивного либо отрицательного эффекта влияния привлечения ПИИ на внедрение зарубежных технологий в стране-реципиенте ПИИ во многом зависит от возможности местных производителей повышать уровень используемых ими технологий под влиянием работы предприятий с участием иностранных инвестиций, что зависит от уровня развития человеческого капитала в стране-реципиенте ПИИ. Также привлечение ПИИ для экономики страны-реципиента может привести к повышению темпов инновационного развития экономики, прежде всего в результате проведения НИОКР предприятием с участием иностранных инвестиций, и опосредованно - за счет эффекта конкуренции, когда национальные предприятия, конкурирующие с предприятиями с участием иностранных инвестиций, вынуждены усовершенствовать используемые технологии [8].

Госдума сделала сотовых операторов стратегическими

Не прошло и месяца, как некоторые компании ощутили влияние этого закона в полной мере, а высокопоставленные чиновники вынуждены были задуматься о составе"стратегического" списка. Закон, безусловно, преследовал благие цели и задачи. Во-первых, защита национальных интересов. Стратегических же отраслей в нашей стране оказалось много.

«Изъятия ограничительного характера»: как закон ограничивает иностранцев закон об ограничении иноинвестиций в «стратегические отрасли» он запрещает или ограничивает инвестиции и в ТЭК, и в СМИ России, а в.

Иностранные инвестиции. Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российские отрасли экономики, имеющие стратегическое значение Источник:: Коллектив авторов, Предприятия в таких стратегических для любой страны отраслях экономики как телекоммуникации, гидрометеорология, авиационная безопасность, производство оружия и многие другие, всегда привлекали к себе особое внимание иностранных инвесторов и, в тоже время, находились под особым покровительством государства.

В целях защиты национальных интересов в большинстве стран в настоящее время существует специальное законодательство, регулирующее порядок осуществления иностранных инвестиций в отрасли экономики, имеющие значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации в течение долгого времени обсуждалась необходимость принятия нового закона, предусматривающего процедуры контроля за иностранными инвестициями в стратегические отрасли.

Закон ФЗ устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, ограничения в части установления любого вида контроля иностранными инвесторами над такими обществами, а также правила и требования к заключению сделок иностранными инвесторами с акциями таких хозяйственных обществ и некоторых иных сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Закон ФЗ не единственный законодательный акт в сфере регулирования порядка осуществления иностранных инвестиций. К другим важным нормативно-правовым актам относятся: Значение Закона ФЗ как инструмента регулирования инвестиций в стратегические предприятия очевидно. Может создаться впечатление, что остальные из указанных законодательных актов малоприменимы к рассматриваемому вопросу. Тем не менее, это не так. Новая редакция статьи 6 Закона ФЗ говорит о том, что любые инвестиции в форме приобретения определенного числа голосующих акций или в форме возможности блокировать решения российского хозяйственного общества притом, что в данном случае говорится о любых хозяйственных обществах, необязательно имеющих стратегическое значение подлежат особому контролю со стороны уполномоченных органов государственной власти РФ.

Изменения, внесенные в пункт 2 статьи 33, имеют важное значение для определения порядка согласования сделок.

Часть дополнительно включена с 12 июня года Федеральным законом от 31 мая года ФЗ 3. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Часть в редакции, введенной в действие с 18 декабря года Федеральным законом от 16 ноября года ФЗ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля года ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 12 июня года Федеральным законом от 31 мая года ФЗ. Установление контроля иностранных инвесторов, не представляющих информации, иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, определяется в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля года ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 12 июня года Федеральным законом от 31 мая года ФЗ.

6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской контроля иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций долей , составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства. Установление контроля иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, определяется в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

Положения настоящего Федерального закона применяются также к сделкам, совершенным за пределами территории Российской Федерации, и к иным соглашениям, достигнутым за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и такие соглашения влекут за собой последствия, указанные в частях настоящей статьи. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

Отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в объекты гражданских прав, за исключением объектов гражданских прав, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: Понятие"иностранный инвестор" используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 9 июля года ФЗ"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". В целях настоящего Федерального закона иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации.

Приняты поправки в законодательство о контроле иностранных инвестиций в стратегические предприятия

Иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации Мироненко А. Дата размещения статьи: В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, именно инвестиционной деятельности отводится ведущее место.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат, является действующая законодательная система, которая регламентирует взаимоотношения инвесторов с государственными органами, с одной стороны, и с субъектами хозяйственной деятельности - с другой. Характерной чертой инвестиционного законодательства является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов.

Одним из специально ориентированных на регулирование правового режима иностранных инвестиций законов является Федеральный закон от 29 апреля г.

иностранных инвестициях в стратегические отрасли экономики .. 7 Закона об инвестициях в стратегические отрасли на сделки по размещению .

Создатели документа считают, что закон установит порядок, позволяющий создать условия, при которых, с одной стороны, будут защищены национальные интересы России, а с другой — начнется процесс формирования в стране предсказуемого и прозрачного климата для иностранных инвесторов. Авторы законопроекта попытались выполнить это распоряжение, прописав в законе множество предварительных действий, которые нужно произвести перед возможной сделкой. Например, в документе говорится о необходимости предварительного согласования сделок по приобретению иностранным инвестором доли в уставном капитале компании, а также сделок, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение.

Следует отметить, что механизм присутствия зарубежных компаний на рынке становится более понятным. Российская компания заключает договор о стратегическом сотрудничестве с иностранными партнерами. При этом контрольный пакет создаваемых СП принадлежит российским НК. Сейчас решение о согласовании сделки либо отказе будет принимать специальная правительственная комиссия. Один из видов деятельности, где иностранцам придется потесниться, — разработка стратегических и крупных месторождений полезных ископаемых.

Здесь иностранным инвесторам придется либо довольствоваться блокпакетами акций добывающих компаний, либо создавать СП с российскими нефтяными и газовыми компаниями. Есть также возможность выступать генподрядчиком и продавать технологии. На это разработчикам документа пришлось пойти, поскольку у России пока нет достаточного опыта в разработке некоторых сложных месторождений, например в шельфовой зоне Северного моря. По мнению начальника отдела рыночного анализа Собинбанка Александра Разуваева, сейчас в стране очень привлекательный инвестиционный климат, обусловленный низкими политическими рисками и ростом макроэкономики.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с Разуваевым в том, что иностранные инвесторы крайне заинтересованы в доступе к российским нефтегазовым проектам.

Нарышкин: закон ограничит иностранные инвестиции в стратегические отрасли

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. Принципы регулирования инвестиций в РФ Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций: Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне; безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий.

Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности; необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

3 Закона об инвестициях в стратегические отрасли). По мнению А.В. Габова, особый правовой статус таких обществ обусловлен тем, что: а) закон.

К концу года регламентация доступа иностранцев к"стратегическим" отраслям станет мировой тенденцией: Президент США Джордж Буш 26 июля подписал закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности, который усиливает контроль за процессом одобрения правительством иностранных инвестиций и упорядочивает процедуру допуска иностранцев к деятельности, потенциально затрагивающей вопросы национальной безопасности.

Сделки, где приобретателем выступает компания, принадлежащая иностранным государствам, будут расследоваться 45 или даже 90 дней, а к процедуре расследования будет подключена разведка. Малоизвестный прежде правительственный орган, состоящий из представителей 12 федеральных ведомств, стал заметен после скандала вокруг попытки купить шесть крупнейших американских портов.

Выданное тогда комитетом разрешение вызвало протест в конгрессе. После катастрофы 11 сентября законодателей беспокоило, что компания, принадлежащая Объединенным Арабским Эмиратам, то есть из потенциально враждебной страны, будет контролировать деятельность важнейших американских портов. Среди других известных расследований комитета — приобретение подразделения персональных компьютеров крупнейшей китайской компьютерной компанией в году, попытка поглощения китайской же нефтяной компании .

В результате продала американские активы, однако многих иностранных инвесторов скандал заставил насторожиться и либо отказаться от приобретений в США, либо — не понимая, не будет ли неожиданных возражений,— подать заявки в на согласование своих приобретений. При этом до второй, более тщательной стадии расследования дошло семь заявок вместо двух в году. Неопределенность стала явной помехой американскому бизнесу — именно американские лоббисты настояли на том, чтобы конгресс изменил правила работы .

Ожидается, что, несмотря на ужесточение требований к процедуре согласования, число согласуемых сделок сократится. В результате риски инвестиций в США снизятся, а их объем вырастет. Комитет экономических советников Белого дома уже предупреждал, что их сокращение —"повод для беспокойства". Упорядочение правил доступа иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики в последние месяцы стало общемировой тенденцией.

Россия и ЕС предполагают сделать это осенью 2007 года

Согласие на сделки иностранных инвесторов в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение Долинская В. Дата размещения статьи: Братусь С.

в стратегические российские компании. ПЯТИЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ. ЗАКОНА ОБ инвестицияХ. В СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА.

За последние несколько лет Центральное Правительство приняло различные меры для упорядочения процесса одобрения правительством иностранных инвестиций в стратегические отрасли китайской экономики в целях расширения доступа к рынку и привлечения иностранного капитала. Далее анализирует основные положения проекта. С другой стороны, ограничиваемые иностранные инвестиции т. Снижение квалификационных требований и повышение гибкости Квалифицированным лицам разрешено инвестирование В соответствии с Действующими мерами только иностранные юридические лица могли осуществлять стратегические инвестиции в китайские котируемые компании.

Тем не менее предлагаемый Проект закона явно позволит иностранным физическим лицам инвестировать в китайские котируемые компании, при условии, что они имеют свидетельство об отсутствии судимости и согласны взять на себя определенный уровень риска. Смягчение требований по объему активов Действующие меры устанавливают пороговое требование к общему объему зарубежных активов, которыми иностранный инвестор или его материнская компания должны владеть не менее миллионов долларов США или управлять не менее миллионов долларов США , чтобы иметь возможность инвестировать в китайские котируемые предприятия.

Новый Проект закона уменьшает пороговое требование для неконтролирующих инвесторов до 50 миллионов долларов США владение или миллионов долларов США управление.

Вступил в силу закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли

Напомним, что в июле Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о внесении изменений в ФЗ от 29 апреля г. Поправки были предложены и для рыбного хозяйства в соответствии с м законом добыча водных биоресурсов отнесена к стратегическим отраслям. Иностранный инвестор, заинтересовавшийся работой в стратегической отрасли, должен действовать в соответствии с законом — обращаться с ходатайством, чтобы вопрос рассматривала правительственная комиссия, напомнил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю Сергей Вялых.

А вот если бы из улова произвели филе, стоимость была бы другая.

Госдума приняла в первом чтении закон, ограничивающий иностранные инвестиции в стратегические отрасли. Эксперты уверены, что.

Соглашение между государством и иностранным инвестором как условие допуска иностранного инвестора в стратегические отрасли экономики Введение к работе Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из основных тенденций первого десятилетия века стало переосмысление роли государства в экономике, что непосредственно затронуло сферу мирового движения капиталов. Многие страны отказались от ранее господствовавшей концепции открытости экономики государств, принимающих иностранные инвестиции, что нашло свое отражение как на международном, так и на национальном уровне правового регулирования.

По данным Всемирного банка, если в период гг. Что касается стран Латинской Америки, то только в г. Разрешительный порядок иностранного инвестирования в стратегические отрасли экономики введен в США, Канаде, Казахстане, в ряде стран Европейского союза и активно обсуждается в Великобритании, исторически выступавшей последовательным сторонником инвестиционного либерализма. В соответствии с общемировой тенденцией в г. Результатом работы в этом направлении стало принятие Федерального закона от 29 апреля г.

Отмечается, что в результате ужесточения порядка доступа иностранных инвесторов в экономику могут возникнуть сложности по 8 л привлечению иностранного капитала в отечественную экономику. В ряде работ, напротив, подчеркивается четкость и прозрачность нового законодательства для государства и инвесторов. Нередко положительные отзывы сопровождаются указанием на недостатки административной процедуры, представляющейся инвесторам крайне дорогостоящей, непрозрачной и требующей подготовки большого количества документов, что может препятствовать, а не привлекать иностранные инвестиции.

В рассматриваемых условиях особую научную актуальность и практическую востребованность имеет комплексное исследование правовых аспектов государственного регулирования деятельности по осуществлению иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики, результатом которого должна быть обоснованная в научном и правоприменительном плане концепция правового регулирования государственного воздействия в сфере иностранного инвестирования в стратегические отрасли.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с государственным регулирующим воздействием на деятельность иностранных инвесторов по осуществлению инвестиций в стратегические отрасли экономики.

В России упростится порядок контроля иностранных инвестиций в стратегические предприятия

Некоторые аспекты правовых последствий введения ограничений иностранных инвестиций в стратегические отрасли в РФ Кассесе пишет, что суверенитет выражается в трех составляющих: В инвестиционной сфере с учетом своих обязательств по международному праву МП суверенное государство вправе устанавливать нормы, определяющие учреждение и ликвидацию иностранных инвестиций на его национальной территории.

при инвестировании в стратегические отрасли, чтобы не было закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.

Россия В список стратегических отраслей попали СМИ и типографии Госдума РФ приняла во втором чтении закон, регулирующий участие иностранного капитала в стратегических отраслях. К последним отнесены все СМИ, кроме интернет-изданий, а также полиграфические предприятия. У входа в здание Госдумы РФ 21 марта российские парламентарии приняли во втором чтении законопроект"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Ограничения на участие иностранного капитала коснутся и средств массовой информации. Как сообщает"Интерфакс", в список стратегических вошли 42 отрасли, в том числе производство и оборот спецтехники, атомная индустрия, космическая и авиационная деятельность, разработка, производство и торговля вооружением и военной техникой, разведка и добыча полезных ископаемых на участках"недр федерального значения" и добыча водных биоресурсов.

Как и ожидалось, госконтроль за участием иностранного капитала будет также введен в области теле- и радиовещания, издания периодических печатных СМИ, изготовления полиграфической продукции. Интернет-СМИ и интернет-провайдеры в законопроекте не упоминаются. Ранее в российской прессе появились сообщения, что интернет из списка стратегических отраслей был вычеркнут по настоянию вице-премьера Дмитрия Медведева.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ